Белоусова В.Е.

Филиал Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

"Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова" -

Районный Центр дополнительного образования

 

«Общение без границ»

 

 

  Я расскажу вам о приобщение дошкольников  к физической культуре и спорту в детских спортивных объединениях МБОУ ДО «РЦДО».

 

   Всё чаще  мы, педагоги дополнительного образования в своей практике сталкиваемся  с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях. Не так давно в наш педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих дошколят  стало актуальной темой. Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. В детских объединениях  нашего Центра практикуется инклюзивное воспитание, где в дети с ОВЗ  занимаются в обычных группах среди сверстников.  Дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, так как  малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ». Заниматься в секции может каждый дошкольник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

   Программа дополнительного образования «ОФП» предназначена для спортивного коллектива дошкольников. Она составлена на основе материала, который дети изучают на занятиях физической культуры в детском саду, дополнена  с учётом интересов детей (в зависимости от времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, освоение и совершенствование техники общефизических упражнений, необходимые теоретические знания.

   Для реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в имеются определённые условия: площадка на воздухе для игры, футбольное поле, тренажерный зал, спортивный зал,  лыжная база. Кроме того есть в наличии подсобные помещения: раздевалки,  комната для хранения инвентаря.

 

   Занятия в  секции  ОФП  провожу с целью:

  • формирования у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  • расширения и закрепления арсенала двигательных умений и навыков;

  • развития двигательных способностей и нравственных качеств;

  • приобщения учащихся к регулярным тренировкам.

  Чтобы каждое занятие было  интересным и увлекательным, использую для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаю упражнения из разных видов спорта, в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

   Наполняемость группы занимающихся до 15 человек, позволяет использовать преимущества группового метода с возможностью постоянного индивидуального контроля. В ходе занятия слежу за  реакцией воспитанников на предлагаемую нагрузку, за их  самочувствием, уделяю особое внимание технике безопасности  и гигиене. Разнообразие упражнений, средств и методов, позволяет целенаправленно развивать и совершенствовать двигательные качества и основные функции детского организма. Возможность дозирования нагрузки в широком диапазоне, делает общую физическую подготовку доступной для дошкольников  любой и физической подготовленности как для мальчиков, так и для девочек.

  Отличительной особенностью занятий ОФП, которую посещают дети с ограниченными возможностями в здоровье  является разностороннее воздействие на организм  ребенка, при котором успешно решаются задачи общего физического развития, разностороннего совершенствования двигательных способностей, оказывается воздействие на координационные механизмы нервной системы.

  Также в  процессе  физкультурно-оздоровительных занятий воспитываю у дошкольников уважительного отношения к сверстникам, педагогам, обращаю их внимание  на помещение, в котором они занимаются, что развивает у дошкольников  бережное отношение к предметам, используемым на занятии. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за своими сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения

 

Программа ОФП включает в себя несколько блоков:

  1. Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

  2. Гимнастика: Круговая тренировка: (сгибание, разгибание рук в упоре лежа, подъём туловища из положения лежа, прыжки на скакалке); акробатические упражнения - перекаты, "мост", "берёзка", "лодочка", кувырок вперёд, назад; Эстафеты с элементами акробатики.

  3. Лыжная подготовка- обучение технике ходьбы на лыжах различными способами, повороты, способы подъема в гору, способы торможения.

  4. Разновидности ходьбы, медленный бег, челночный бег, бег на короткие, средние дистанции и кросс, эстафетный бег по кругу, метание мяча в цель и на дальность.

    Общеразвивающие упражнения включаю  в каждое занятие с целью укрепления опорно-двигательного аппарата, развития мышц, координации движений, улучшения сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.

   Общеразвивающие упражнения дети выполняют на месте и в движении, без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, индивидуально или с партнером.

   Объем и дозировка общеразвивающих физических упражнений определяю в зависимости от уровня физического развития занимающихся.

  Основной метод обучения - показ и объяснение, применяю на доступном уровне  с учетом психофизических особенностей воспитанников. Упор делаю на наглядном методе обучения, показ дополняю подробным объяснением. Особое внимание обращаю на овладение техникой выполнения упражнений, что позволяет  избежать травм, повышает  результат тренировок.
   Особенностями  программы ОФП   с дошкольниками является применение принципа вариативности - содержание занятия, планирую с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний. Это позволяет организовать учебный процесс посильным для всех, так как обучающиеся, не теряя в объеме и содержании учебного материала, движутся в освоении программы каждый своим темпом. Занятия по программе «Общая физическая подготовка» для детей, прежде всего — отличная система психофизической подготовки. Во  время занятий  стараюсь поддерживать у воспитанников хороший тонус, жизнерадостное и ровное настроение.  Всегда помню, что то  психика детей с ОВЗ неустойчивая, легкоранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, поэтому  указываю на ошибки тактично. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, особенно когда малышу, если  долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно его  хвалю. Имеется и  специальное оценивание, которое  включает в себя индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями. На занятиях  ОФП в доброжелательной атмосфере наши  особые дошколята  перестают  ощущать себя не таким как все и обретают право на счастливое детство, способны  наиболее полно реализовать свои личностные возможности, а родители  могут видеть достижения своего ребенка и  участвовать совместно с ребенком в соревнованиях и т. п.

  Можно сделать вывод о том что, организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях дополнительного образования, на современном этапе развития общего образования, является новым и, как показывает практика, сложным  направлением. Конечно, есть проблемы,  как  в информационной,  так и  финансовой поддержке, требуется и  консультативная  помощь  и нам, педагогам,  и родителям по вопросам определения форм, методов  путей обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Дата последнего обновления страницы 09.09.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»