Тема выступления:
«Слагаемые профессионального успеха педагогов дополнительного образования в РЦДО»
Кирчигин Евгений Владимирович,
инструктор-методист МБОУ ДО
«Районный Центр дополнительного образования»
Дополнительное образование, к счастью прошли те времена, когда в этом словосочетании многие слышали лишь слово дополнительное, воспринимая этот вид образования как что-то необязательное, второстепенное, в лучшем случае вспомогательное основному образованию.
На сегодняшний день дополнительное образование доказало и продолжает доказывать свою жизненную ценность. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием, способностью ориентироваться в традициях мировой и отечественной культуры, в современной системе ценностей, активной социальной адаптацией в обществе, способностью к самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Практика показывает, что развитие творческих способностей и таких качеств личности как инициативность, самодеятельность, фантазия, то есть всего того, что характеризует индивидуальность человека, невозможно силами только базового образования.
Я работаю инструктором-методистом в районном Центре дополнительного образования Холмогорского района. Работа педагогов нашего Центра ориентирована на создание единого образовательного пространства, интегрированного, комплексного, создающего возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов и родителей. Самым массовым направлением работ Цента является физкультурно-спортивное, в котором сформирована 81 группа из 136, в которых охват детей составляет 982 обучающихся из 1713. В соответствии с Планом работы МБОУ ДО «РЦДО» на 2014 – 2015 учебный год силами педагогов организовано и проведено 23 массовых мероприятия спортивной направленности.
Активно взаимодействуя с образовательными организациями Холмогорского района, а также с учреждениями культуры, наша организация является организатором и вдохновителем спортивной жизни среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций района. Для того чтобы у детей появился стимул к занятиям необходимы итоговые мероприятия, такими являются соревнования, выступления, конкурсы и т.д. Такие мероприятия проходят у нас интересно и увлекательно, что не возможно без взаимодействия с выше указанными организациями. Выезжая на соревнования и конкурсы различного уровня мы перенимаем опыт коллег, систематизируем и применяем при организации своих мероприятий. Так, например, выработана система проведения спортивных соревнований, которая имеет следующие структурные компоненты:
-
Доступность и информативность – информация о соревновании размещается в средствах СМИ, расклеиваются объявления о месте проведения.
-
Массовость – массовость достигается путем стимулирования образовательных организации на участие (баллы к рейтингу школ по итогам спартакиады).
-
Красочность – на церемонии открытия и закрытия приглашаются творческие коллективы школ, учреждений культуры; музыкальное сопровождение соревнований; показ презентация и фильмов соответствующих тематике соревнований (при подведении итогов).
-
Мобильность - использования протоколов электронного подсчета результатов, предоставление результатов командам в распечатанном виде.
-
Итоги – награждение кубками, медалями, грамотами; выявление лучших игроков в спортивных играх; вручение сертификатов участника и призов воспитанникам детских садов.
Педагоги, обучающиеся и воспитанники Центра достойно и результативно представляют себя на соревнованиях регионального и всероссийского уровней.
Так, в течение учебного года наши спортсмены участвовали в 28 соревнованиях регионального уровня, и результат нас приятно радует, так как 31 воспитанник является призером.
Участвуя в соревнованиях всероссийского уровня мы имеем:
- I общекомандное место в детско-юношеском турнир по флорболу «Золотая
клюшка» - 10 человек; I общекомандное место в детско-юношеском турнир по флорболу «Русская осень» 10 человек; тренер - Потолицын П.А., педагог
дополнительного образования высшая квалификационная категория.
- Лохова Арина заняла 2 место в личном зачете классическим стилем, 2 место в личном зачете свободным стилем на Всероссийские соревнования по лыжным гонкам на приз газеты «Пионерская правда» 2-й этап. Устьянский р-он, д.Малиновка, тренер – тренер Белоусова В.Н., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
- Драчев Дмитрий - занял 3 место среди участников весовой категории 65 кг. на Всероссийские соревнования поборьбе самбо, посвященных памяти Наркома Военно-Морского флота Адмирала Флота Советского Союза, Героя СССР Н.Г. Кузнецова, тренер - Джабраилов В.М., педагог дополнительного образования.
Наш Центр дополнительного образования всегда открыт для своих коллег, у нас нет профессиональных секретов, мы рады делиться своим педагогическим потенциалом. Изюминка дополнительного образования состоит в том, что все программы не транслируются сверху, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Педагоги дополнительного образования нашего Центра люди образованные, нравственные, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Методическая работа в образовательной организации носит системный, целенаправленный, планомерный характер и строиться на диагностико-аналитической основе с учетом проблем, выявленных в процессе осуществления мониторинга
Всем понятно, что конкретного обучающегося учит и воспитывает конкретный педагог, а значит, качество знаний каждого обучающегося будет зависеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каждого педагога. Особое внимание в деятельности образовательной организации уделяется систематическому повышению профессионального уровня и мастерства каждого педагога, это является и залогом его успешной работы.
Основными формами работы по повышению профессионального уровня и мастерства педагогов нашего Центра являются:
-
самообразование, «Педагог учится всю жизнь» - это известная истина. У каждого педагога дополнительного образования есть тема по самообразованию. Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
-
повышение квалификации. Все педагогические работники Центра прошли курсовую подготовку в Архангельском областном институте открытого образования. Замечу , что сейчас каждому педагогу доступны все формы повышения квалификации, причём, не выходя из дома. Всевозможные онлайн и в записи вебинары, семинары, конференции, дистанционные курсы (платные и бесплатные, краткосрочные и длительные). Для нас повышение квалификации – это обязательное обновление теоретических и практических знаний педагогов в связи с обновлением системы образования и постоянно повышающимися требованиями к квалификации.
-
обобщение и распространение педагогического опыта (Ежегодно педагоги дополнительного образования проводят мастер-классы, открытые занятий для коллег и родителей, выступают на методических и педагогических советах, создают собственные публикаций и размещение их в районной газете, освещая спортивную жизнь школьников.
Анализируя открытые занятия педагогов дополнительного образования, могу сделать вывод о том, что наши педагоги, используя разнообразные формы работы с детьми, нацелены на повышение заинтересованности обучающихся в посещении детских объединений. Занятия разнообразны по содержанию и формам проведения, четко структурированы, отличаются содержательностью и творчеством.
Конечно же, есть необходимость изучать опыт других педагогов, использовать их наработки, чтобы открыть для себя что-то новое, улучшить свою работу, тем более что у каждого педагога есть в запасе много интересного
-
участие в конкурсах профессионального мастерства. Педагоги дополнительного образования и методисты Центра не упускают возможность показать в конкурсе профессионального мастерства себя современным педагогом, потому что используют современные образовательные технологии, обобщают и распространяют собственный педагогический опыт. Так, участвуя в региональном конкурсе «Методист года - 2013», методист Мусинова Е.Н, достойно представила на конкурсе Центр и свой педагогический опыт.
Выше сказанное подтверждает значимость методической работы не только в повышении профессионального мастерства отдельного педагога и повышения качества образовательного процесса образовательной организации, но и в развитии системы дополнительного образования детей в Холмогорском районе в целом.